Олег ТАРХОВ

СолнцеДар (сценарий)

Произойдет это приблизительно так.

Июнь в маленьком провинциальном гороДишке. Раннее утро. И очень много тополиного пуха. Пух летит постоянно, на протяжении всего сюжета. Целые тополиные метели. Эдакий пухопад.

Человек средних лет выходит из гостиницы. Впрочем, не важно – гостиница это или что-нибудь другое. Дверь открывается и человек выходит.

И идет сквозь этот летящий пух.

В городе никого нет. Пусть так будет казаться, что никого. Еще очень рано. И пока живут лишь предметы, вещи, растения — грязный спичечный коробок, раздавленный на асфальте, детские игрушки, забытые в песочнице...

да, и еще светит Солнце.

Это очень важно, чтобы светило Солнце, и Человек этот шел по городу так, чтобы его лицо постоянно было обращено к Солнцу. Он шел — на Солнце. На какое-то время Солнце станет, пожалуй, главным персонажем этого простого сюжета.

Будет только Солнце.

Оно горит все более напряженно, оно притягивает к себе.

И пух все летит.

Человек очень внимателен, сосредоточен. Словно, что-то забыл и не может вспомнить.

Человек и Солнце.

Между ними есть какая-то связь.

Потом появятся двое слепых. Отец и сын. Сыну, примерно, лет пятнадцать. Они осторожно, помогая друг другу, будут пробираться сквозь этот город, сквозь этот пух. Движение пуха задает ритм этому сюжету.

Итак, Человек, Солнце, тополиный пух, множество разных предметов, вещей без людей, вещей брошенных, забытых, оставленных, ненужных. Самых обычных вещей, которые можно встретить рано утром на улице провинциального городка.

И еще вывески. Самые разнообразные.

Человек, идущий через этот город. Внимательно читает эти вывески. Нет, он не ищет какой-то определенной, но внимателен к каждой.

Возникает вывеска "Фотография".

Человек входит под эту вывеску. Здесь Солнца нет. Сумрачно.

Слышен голос. Самого говорящего не видно. Очевидно это фотограф.

– Прошу Вас.

Человек проходит и садится на стул.

Внезапно загорается яркий, слепящий свет, белый свет. Это включились осветительные лампы. Человек непроизвольно закрывается от этого рукой.

Закрывает глаза.

Голос: – Спокойно. Смотрите сюда.

Человек открывает лицо. Напряженно смотрит прямо перед собой, туда, где, очевидно, стоит камера.

Затем мы видим и камеру. Старая трехногая обычная фотокамера, которой снимают в фотоателье. Черная тряпка. Под ней спрятался человек, это фотограф. Он для нас так и остается анонимным. Мы слышим только его голос.

– Сейчас вылетит птичка.

Человек слабо улыбается (Вернее, это слабое подобие усмешки в уголках рта.) затасканной шутке. Конечно, никакой птички не вылетит.

Неожиданное хлопанье крыльев. В комнате – птица! Она летит к закрытому окну, бьется о стекло.

За окном все летит пух.

Мы видим лицо Человека. Потом он снова на улице.

И снова – Солнце. Оно все ярче.

И снова пройдут слепые отец и сын, и снова мелькнут детские игрушки, разбросанные в песочнице.

И все чаще – лицо Человека и лик Солнца.

Человек устал. Словно идет какая-то борьба. Словно нельзя остановиться и перевести дух.

Человек начинает бежать. Он бежит. Но не от Солнца, а прямо на Него. И – кружатся вывески, плавают в тополином пухе... А человек бежит, все быстрее... быстрее... Слышно как он устал, как ему все труднее дышать.

И беззвучный солнечный свет. Прямой, как свет прожектора.

Это действительно начинает напоминать прожектор.

Человек бежит быстрее... быстрее!.. быстрее!!. Резкий звук!

Вспышка!

словно произошло короткое замыкание

Становится абсолютно темно.

А потом – женские ноги, очень красивые, стройные женские ноги в ярко-красных шлепанцах легко шлепают по ступенькам вниз, к почтовым ящикам. (А может быть, это самые обыкновенные женские ноги, в обыкновенных шлепанцах шлепают вниз по ступенькам, обычным ступенькам, обычного подъезда, обыкновенного дома.)

Женские руки отпирают почтовый ящик.

Конверт.

Только руки, закрывающие дверцу ящика, отрывающие краешек конверта.

Красивые женские руки.

Из конверта выскальзывает фотография. Та самая фотография, того самого Человека. Больше в конверте ничего нет. На фотографии нет никакой надписи только Лицо, застывшее в какой-то гримасе: то ли усмешка, то ли — попытка усмехнуться...

Уже вечер. Солнце заходит и, может быть, закатный свет как-то скользнет по фотографии, когда женщина будет подниматься по лестнице и пройдет мимо окна в подъезде, держа фотографию в руке...

А еще может быть так: В самом начале – Лицо Человека. Он спит. Внезапно на лице – солнечный зайчик. Человек морщится, просыпается.

Или так: пусть появится какой-нибудь мальчишка, балующийся осколком зеркала. Пусть он появится несколько раз на протяжении сюжета.

И еще: пусть Человек, прежде чем выйти из гостиницы (да, пусть будет гостиница, дешевая, провинциальная, казенная), чистит зубы. Долго серьезно чистит зубы.

А потом пусть откроется дверь и он выйдет в Город. Который заметается тополиным пухом.

Да. Мы обязательно должны увидеть гостиницу. Серую, Пыльную. Скучную, убогую обстановку.

И Человека, который спит на кровати, не зная , что Солнце

уже взошло.

Перелистнуть назад На первую страницу Перелистнуть вперед