« вернуться

Елена ЛИТВИНОВА

из цикла "ВРЕМЕНА ГОДА"


 

1

 

Зима чиста, и это адекватно
волнующему блику дежа вю,
в котором я нервически живу
и изредка взираю диковато
на то, что происходит наяву.

А происходит многое. Погас
в который раз одушевленный логос,
летально обволакивая глобус
и снова дефилируя анфас,
и снова дольше века длится голос.

На снимке вид из космоса: вдали,
еще влача головогрудый абрис,
дымится упоительный солярис,
беспечно пожирая корабли
и долго умирать не собираясь.

Он принимает форму головы,
в которой циркуляция маразма
уже неуправляема, как плазма,
глаза безумны, губы голубы
и уверяют: голова опасна.

Обезображен юг материка,
а север архаически надтреснут,
подробности ландшафта интересны,
но точность их, увы, невелика:
что различимо, то не бестелесно,

преодолевший азимут герой,
склонившийся над милою харизмой,
ее находит несколько капризной
на первый взгляд, когда и на второй
встречается с ответной укоризной.

Меж тем усугубляется метель,
в метели открывается долинка,
они идут, как дети Метерлинка,
петляя, но не чувствуя петель,
поверх запорошенного суглинка.

Безлик и эфемерен материк,
особенно краеугольный север:
он погружен в этнический бестселлер
(которого б не понял Метерлинк,
да он и не за тем сюда проник).

Велением невидимой руки
расплывчатый герой второго плана
становится скоплением тумана,
которым и являлся (вопреки
иллюзии, быть может) постоянно,

оставив героиню в столбняке
в туманности, как провожатый – Данта.
Фантом – он безобиднее мутанта
и мастодонта – рея налегке,
он тихо устремляется куда-то.

Она уходит тоже, второпях,
и в ней, наверно, теплится обида,
обозначая скрытое либидо,
которого не понял вертопрах,
исчезнувший со скоростью болида.

Она домой придет, сердясь, метнет
колоду карт: они всегда хитрили,
не образуя зримой симметрии,
равно как ожидаемых тенёт
на псевдогеральдической цифири.

Ей будет сниться маленький гордец
король червей с улыбкою паяца,
уснувший на развалинах пасьянса,
а также черви в коконах колец.
Их надо, безусловно, опасаться,

когда вернешься в город, где легко
оцепенеть, бродя по магазинам,
и встретить под неоновым курсивом
кого-то, дежа вю и комильфо,
и в нем, до помрачения красивом,

узнать неуловимую, почти
волшебную пронзительность детали –
одной из тех, что до сих пор не стали
ничем иным – и дрогнуть, и войти
вовнутрь цветочной лавки на вокзале.

Покорные головки хризантем
теперь, как никогда, готовы к скорби,
их мало покупают нынче, сколь бы
им ни хотелось этого – затем
они стоят в продолговатой колбе.

Как будто шевеление купюр
для них не самый благодатный признак,
охладевают орхидеи в призмах –
затейливая флора от кутюр,
какие-то извилины в кривизнах.

И прочее, и прочее, и проч.,
в ряду перипетий и узнаваний
утрачивающее смысл названий
и плавно отступающее прочь,
и это невозможно превозмочь.

Зима чиста, невольно означая:
все эти признаки с недавних пор
заметены, как мусор под ковер,
и там совокупляются ночами.


 

2

 

Весна грязна, и это не напрасно –
напрасно ощущение помех
в ликующем движении поверх
границы между фазами маразма,
который и весною не померк.

Все больше омерзительных котов,
все больше положительных ионов
ослабевает в гомоне гормонов,
и он, гормон, на многое готов.

И ты вступаешь в этот хронотоп,
но твой порыв в чередованьи буден
скорее одинок, чем обоюден,
скорее прост, чем вычурен, не то б
не избежать томительных прелюдий

к большой аллегорической весне,
в которой ты немного виртуален,
то возникая в аритмии спален,
то пышно выражаясь на письме,
и утоляешь в копоти окраин

желание – малейшую из жажд –
внедриться во вневременное русло
и двигаться по направленью к Прусту,
которому, увы, принадлежат
теперь твои досуги, как не грустно.

Предместье дремлет, шевеленья – ноль,
и только на провинциальном плаце
устало маршируют папарацци,
преследуя столичную гастроль,
которая изволит состояться

сегодня же, в уездном варьете,
где скоро снова соберутся снобы,
покинув глинобитные трущобы
и облачась в сюртук и декольте,
и позабыв шероховатость робы.

Ступай же в этот маленький вертеп
и там, ориентируясь наощупь,
легко найдешь трепещущую особь –
таких вовне не существует, где б
ни поискать, какой ни выбрать способ.

Подобное осуществимо лишь
в отдельные моменты хронотопа:
в пересеченье, скажем, Конотопа
и полнолунья (полдень и Париж –
совсем иное в языке Эзопа).

Манипулируй ею, то есть той,
кого ты приручил, без опасенья.
Она, подумав, скажет: здравствуй, семя
младое, незнакомое со мной, –
и засмеется, и умрет на время.

И ты умрешь и будешь норовить
витать повсюду и нигде, как вирус,
способный в прежнем облике (плюс-минус
случайные мутации) ожить,
не понимая, что же изменилось.

Не понимая, что скорее плюс,
чем минус (обретенье, чем утрата),
на скорости allegro moderato
заметь меня – я очень тороплюсь

закрыть тобой зияния лакун,
слегка обезображивая повесть –
и без того причудливую помесь
буколики и триллера – в канун
того, как налегке садиться в поезд.

Плохой хороший парень (а в миру –
веселый киллер) надевает кивер.
Вчера покинув криминальный Киев,
он движется по саду и двору,
в твоем парадном незаметно сгинув.

(На этом месте рукописи – блиц
и разнобой в разновеликом шрифте.)
Он начинает подниматься в лифте –
ты узнаешь об этом со страниц.
Он позади тебя, не видно лиц...

Я не люблю заимствований, но –
смотри: Кортасар, "Непрерывность парков"
(такая книга, одолжи у панков) –
соблазн чрезмерен, я давным-давно
не делаю себе таких подарков.

А впрочем, вы подружитесь, ведь он,
чем впрыснуть ядовитую цикуту,
отдергивает руку за секунду
до катастрофы. Это моветон
для киллера. Вы едете в Пицунду,

где только-только оживает пляж,
где, наконец, природа уронила
зеленые фрагменты хлорофилла,
хотя вписаться в этот камуфляж
непросто, если мафия решила

обезобразить населенный пункт,
равновеликий площади Монако,
с упорной одержимостью маньяка,
и эта одержимость – атрибут,
который можно понимать двояко.

Во-первых, как трагедию (маньяк
как будто не чуждается метафор),
второе – фарс, где криминальный табор –
лишь фланг кордебалета на паях,
облюбовавший закулисный тамбур.

Весна грязна – сие не новизна,
чего, увы, не понимает ветер
в моей унылой голове, поверьте,
всем этим озабоченной весьма.

   « вернуться